15 лет в Выборге



15 лет назад в Выборг прибыли совсем еще юные артисты - Максим Гладков и Галина Басырова. Они стали первыми выпускниками театрального училища им. Евстигнеева, которых Юрий Лабецкий пригласил из Нижнего Новгорода в Выборг. И с того далекого 1997 года Юрий Евгеньевич набирает артистов в труппу исключительно из этого училища, не уставая признаваться в любви нижегородской театральной школе.
Мы побеседовали с Максимом и Галиной накануне их творческого вечера в библиотеке Алвара Аалто.
- Как вы пришли к актерской профессии?
Галина: Где-то классе в 8-9 я стала задумываться, кем бы я хотела быть. Мама у меня врач, и поэтому все свое детство я провела в больнице. Но врачом я точно никогда быть не хотела. Вообще, очень нравилась профессия стюардессы (смеется). А в 9-м классе решила попробовать себя в театральной студии. "Театральная жизнь" затянула с головой, и по окончании 9-го класса я решила поступать в Нижегородское театральное училище. С 3-го тура я "слетела" и вернулась в родной город учиться дальше. После 11-го класса опять поехала поступать в Нижний Новгород (очень уж он мне понравился) в университет, на филфак и юридический. И вот однажды, проезжая мимо театрального училища, я подумала: "А не попробовать ли мне еще раз?". На следующий день пошла и подала документы. Совершенно спокойно прошла первый тур, потом - второй. А с Максимом мы как раз познакомились на третьем туре.
Максим: Я мечтал об актерской профессии, сколько себя помню. Когда в 5 лет мама привела меня в театр, и я увидел всю эту театральную атмосферу - открывающийся занавес, свет, эффекты, я понял, что хочу заниматься в жизни только этим. И решения ни разу не менял.
Окончив школу, я поехал штурмовать Москву, но Москва не поддалась. Потом несколько лет прожил в Риге, но моя мечта меня не покидала. Это была даже не мечта, а идея фикс - поступить, во что бы то ни стало. Когда Москва в очередной раз не поддалась, по совету друзей я поехал в Нижний Новгород и благополучно поступил.
- Легко ли далось решение оставить Нижний Новгород и переехать в Выборг?
Галина: Да, легко. Во-первых, я не была нижегородкой, так же, как и Максим. Мы уже жили вне дома, к тому же понимали, что перспективы с жильем в Нижнем Новгороде не было никакой - в лучшем случае это комната в общежитии или съемная квартира. А после четырёх лет житья на съемных квартирах хотелось уже иметь свой угол.
Тем не менее, решение поехать в Выборг было неожиданным, потому что я всегда хотела поехать куда-нибудь, где теплее - Краснодар или Ставрополь, например. Но приехал Юрий Евгеньевич и обаял нас.
Это был первый раз, когда Лабецкий приехал в Нижегородское училище. Мы играли спектакль "Котёнок по имени Гав". В зале сидело много солидных режиссеров из разных городов, и вдруг заходит Лабецкий, которого тогда у нас еще никто не знал. Он не пошел в зрительный зал, а зашел за ширму, сел на пол и стал смотреть, как мы работаем. Когда позднее его спросили, зачем он так сделал, он ответил: "А мне абсолютно не интересно как артист работает с куклой. Мне гораздо важнее, какие эмоции он при этом испытывает".
Максим: Я давно заметил, что судьбоносные решения принимаются за одну секунду. Потому что, если долго думаешь, все начинает разваливаться.
Меня год ждали в Туле, готовили репертуар под меня. Но, когда я познакомился с Лабецким, изменил свое решение в считанные секунды. И, тем более, не хотелось расставаться с приобретенными в училище друзьями - Галей и Ильдаром.
Бытует мнение, что актерская профессия требует самопожертвования. Приходилось ли вам приносить жертвы во имя сцены и, если да, то стоила ли игра свеч?
Галина: К счастью, у меня не было таких ситуаций, когда приходилось бы жертвовать чем-то ради роли. Бог миловал.
Максим: Смотря что подразумевать под словом жертва. Потому что, на самом деле, жертвовать-то приходится. Иногда - своим здоровьем. Когда, например, спектакль или какой-то ответственный период, а ты плохо себя чувствуешь, ты не можешь позволить себе взять больничный, расслабиться - надо оставаться в форме. Это тоже своего рода жертва.
Марина Неелова говорила: "Актёр должен быть эгоистом, иначе у него ничего не получится". Значит, если актер должен быть эгоистом, то порой в жертву приносятся отношения с близкими людьми. Потому что не всегда и не каждый способен понять и принять то состояние, в котором находишься, готовясь к спектаклю. Близким людям приходится очень со многим мириться. Иногда какими-то отношениями приходится жертвовать.
- 15 лет на театральной сцене - значительная веха в творческой карьере. Оценивая свои работы за этот период, какую бы назвали наиболее любимой или удавшейся?
Галина: Наверное, самая сложная роль, которая изменила меня как актрису, подняла на другую ступеньку - это Ирина в "Трех сестрах". Она стала для меня знаковой. А самая любимая, все-таки, Джульетта.
Максим: Роли-то - они все дороги. Каждая, по-своему интересна и сложна.
Очень трудный период был с Островским (спектакль "Правда - хорошо, а счастье лучше"). Начал репетировать один режиссер, и отношения у нас не сложились - мы совершенно не понимали, что он от нас хочет. Мы обратились к Юрию Евгеньевичу с просьбой помочь. Работу было жалко бросать, потому что была проделана уже огромная работа, были немалые затраты. Лабецкий взялся нам помочь, но стал резать "по живому": выбрасывал страницы текста, менял мизансцены и характеры героев. И перестраиваться, конечно, было очень сложно.
К тому же, мне на тот период было трудно работать: сломал два ребра. И, конечно, я тяжело переносил физические нагрузки.
Но чем сложнее идет репетиционной процесс, чем он мучительнее, тем дороже потом становится спектакль, а роль в нем - любимее. А потом сломанные ребра и все другие проблемы вспоминаются как анекдотические ситуации.
- Вы совмещаете актерскую деятельность с преподаванием в театральной студии при театре Те-Ст. Какое место занимает преподавание в вашей творческой деятельности?
Галина: Где-то в 2006 году ко мне обратилась Ольга Марчук (художественный руководитель и директор Те-Ста до прошлого года, ныне заместитель директора по работе с театром-студией). У них возникла необходимость в педагоге по актерскому мастерству. Я согласилась. Попробовала и, как мне кажется, у меня получилось. И я детей понимаю, и они со мной хорошо контактируют. Мы находим общий язык. Хотя мне казалось, что педагогика - это вообще не мое. Меня убедила Таня Тушина. И она оказалась права.
Вот уже второй год я также являюсь режиссером детского театра "Карусель" в поселке Перово. Коллектив там небольшой, но мы стараемся быть на высоте. На прошедшем в ноябре фестивале "Выборгская мозаика" мои дети получили 1-е и 2-е места!
Максим: В марте 2004 года детский музыкальный театр Ольги Марчук выпустил свой первый спектакль "Бал в лунную ночь" режиссёра Романа Ильина. Рома как раз параллельно выпускал у нас в "Святой крепости" спектакль "Жак и его господин". После завершения работы Ильин уехал из города, и Ольге Евгеньевне надо было набирать штат педагогов, расширять свой театр. Я уезжал в отпуск в Ригу, и мы встретились с Ольгой в электричке. По дороге до Санкт-Петербурга Ольга предложила мне преподавать сценическую речь, и я сразу же согласился.
Преподавание для меня лично - это необходимость постоянно держать себя в форме, в тонусе. Оно не дает тебе расслабиться, потому что ты должен быть примером для подражания, чтобы детям было на кого равняться.
- Ваш творческий вечер называется "15 лет в Выборге". А чем лично для вас стал этот город за 15 лет? Что полюбилось, а с чем так и не свыклись?
Галина: Я помню, что когда мы приехали, первое время никак не могла привыкнуть к постоянному ветру. Но есть и компенсирующие вещи. Например, белые ночи, которых нет в средней полосе. Это так здорово!
Город хороший, но маленький. Я когда приехала в Нижний Новгород из своего родного города, который такой же небольшой, как Выборг, я подумала: "Вот оно!". Я люблю большие пространства.
В Выборге всё компенсирует театр.
В творческом плане я абсолютно счастливый человек. Я считаю, что состоялась в профессии, нашла свой театр, своего режиссера.
Максим: Многие годы Выборг не вызывал у меня никаких чувств, потому что у меня были только театр - дом, театр-дом. Хотя город мне близок, потому что я родился в таком же европейском городе Риге - та же Балтика, те же архитектура и стиль. Но постепенно жизнь стала набирать обороты. И вдруг однажды, когда ко мне стали приезжать друзья и родители, и я водил их по городу, я поймал себя на мысли, что мне этот город очень нравится. Просто когда бегаешь с одной работы на другую, а потом бежишь домой, нет времени задуматься нравится тебе город, в котором ты живешь или нет. А вот когда спокойно гуляешь по Монрепо, по улочкам Старого города, начинаешь понимать, что это твой город, и ты его любишь.

Беседовала
Юлия Батькова

 
По теме
Проект Реабилитационно-психологическая поддержка матерей и жен военнослужащих СВО «Тонкое касание» по Ленинградской области за счёт средств Фонда президентских грантов будет реализовываться с 01.02.2024 по 01.02.2025.
Вниманию граждан Министерство Обороны РФ (Ленинградская область, г. Кингисепп, войсковая часть 81803) информирует,
30 марта 2024 года будет ограничено движение автотранспорта по мостовому технологическому проезду ГЭС-12 в периоды:
22 марта в МКУ "ФОК СМР" состоялось уже традиционное весеннее мероприятие, посвященное красоте и спорту – Фестиваль женского спорта «ГРАЦИЯ» В Фестивале приняли участие 9 команд города Сланцы и сельских поселений:
Антинаркотическая комиссия - Гатчинский район  В администрации Гатчинского района состоялось очередное заседание антинаркотической комиссии под председательством заместителя главы администрации Гатчинского района Александра Супренка.
Гатчинский район
Уроки Муниципальной школы - ТЕРА-cтудия Состоялось второе в этом году занятие «Муниципальной школы». В работе Школы приняли участие около ста депутатов муниципальных образований со всей Ленинградской области.
ТЕРА-cтудия
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
Терроризм должен быть наказан! - Газета Всеволожск Городская жизнь Ленинградская область вместе со всей страной скорбит о погибших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Газета Всеволожск Городская жизнь
Театр – любовь моя и жизнь! - Газета Всеволожск Городская жизнь Театральное искусство – дело тонкое и очень трудоемкое. Актеры должны не просто играть своих персонажей, они должны перевоплощаться в них.
Газета Всеволожск Городская жизнь