Человеческие истории старых вещей

Человеческие истории старых вещей
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Фото: vyborg-press.ru

Питерские художники нередко говорят о своей приверженности петербургской школе живописи. А если живописец – еще и коренной житель Северной столицы с длинной родословной, и к тому же - сценограф, то есть умеет эффектно «подать» на картине литературную, театральную историю, то он живописец и петербуржец в кубе.

Именно на такой выставке посчастливилось побывать выборжанам в минувшую пятницу. В галерее «Artraven”на Северном Валу, 19 открылась выставка Ирины Бируля, где образ Петербурга и человеческие истории сплетаются в театр режиссера-живописца, повествующего о предметах, представленных на выставке, с помощью картин-коллажей. Собственно, рассказы Ирины Михайловны, войдут в ее книгу «Истории на подрамнике», которая выходит в декабре.

Художница закончила ЛГИТМИК, факультет сценографии, она член Всемирного клуба петербуржцев, с 1992 года - член Международной федерации художников (IFA) при ЮНЕСКО. У нее состоялось 130 персональных экспозиций по всему миру.

Ирина Бируля уже выставлялась в Выборге, в центре «Эрмитаж – Выборг», и тогда еще посетителей впечатлили ее необыкновенные работы и собрание диковинок-предметов, рассказывающих о прошлом ее семьи.

Еще с предыдущей выставки я запомнила семейное предание художницы: бабушка-белошвейка, приехавшая в Россию из Польши, ни слова не знавшая по-русски, вышила платок-признание в любви будущему деду Ирины Михайловны. Не зная языка, просила написать заказчиков те или иные слова. Вышивала целый год. И на этой выставке замечательный платок, которому исполнилось 100 лет (он вышит в 1917 году), был представлен.

Поскольку экспозиция - своего рода презентация будущей книги, то не только картины включали в себя предметы быта, но и под каждой была написан сюжет, ставший импульсом для создания работы. Ирина Бируля рассказывала, переходя от одной картины к другой, демонстрируя и сами вещи, ставшие героями полотен.

Чего стоит только старые башмаки, в которых отец художницы прошел всю войну. Это пара - из того миллиона ботинок, поставленных СССР союзниками-американцами во время Второй мировой. Необыкновенной прочности, сделанные из буйволовой кожи, они тоже помогли выжить… На выставке старый башмак можно было взять в руки, ощутив его необыкновенную тяжесть. Им и посвящена фактурная работа - «Ботинки моего отца».

В «Эпитафии Зингеру» край кружевной салфетки высовывается за рамки картины, впаянной в ее поверхность. Под картиной - и настоящая зингеровская швейная машинка, в окружении предметов 40-50-х годов прошлого века, создающих атмосферу того времени.

Картины имеют зернистую, шершавую поверхность, поскольку грунт из песка или земли. Земная, предметная сущность картин – и размышления о вещах нематериальных. Здесь же Вечный, символический Петербург. Город Достоевского, Пушкина, литературный и театральный, он предстает в монохромных полотнах: «Сумерки над Исаакием», «Тишина», «Мой дворик». Конечно, Питер - одно из действующих лиц этой экспозиции. Вся история семьи связана с ним.

Грустные рассказы Ирины Бируля коснулись и еще одной темы – массового уничтожения евреев во время Второй мировой войны – Холокоста. Об этом свидетельствовала игрушка, подвешенная к картине, изображающей разбитое зеркало, – еврей в традиционном костюме. Игрушка, в отличие от многих семейных реликвий, была просто подарена Ирине Михайловне в Чехословакии. А вот от истории, рассказанной художницей, становится сразу зябко. И всего-то двумя словами достигнут такой эффект: Холокост, что означает - «сожженный целиком», и Ханука – еврейский праздник, символизирующий обновление. Еще ребенком из разговора взрослых художница услышала, что дальних ее родственников забрали на третий день празднования Хануки. Ей показалось, что разбитое зеркало отражает суть тогдашних страшных событий.

И еще раз о бабушке. Она подарила внучке необыкновенный, вышитый пенал, когда Ирина пошла в первый класс. Злая учительница забрала пенал, а родителей вызвала в школу. Нельзя было выделяться, иметь нестандартные вещи. Это должны были понимать родители. Отец еврей, да еще офицер, подполковник советской армии, вынужден был считаться с этим. Благодаря тому, что пеналом не пользовались, он сохранился.

Экспозиция Ирины Бируля - это История, показанная через предметы - приметы времени, средствами живописи и литературы.

Светлана Логинова
В Оржицах мужчина избил полицейских - ЛенОблИнформ В Ломоносовском районе Ленинградской области возбуждено уголовное дело о применении насилия в отношении представителей власти, сообщает пресс-служба Следственного комитета РФ по Ленинградской области.
ЛенОблИнформ
В день и час 180-летия Римского-Корсакова в Тихвине прошел концерт симфонической музыки - Online47.Ru Кроме того, в этот же день открыли обновленный дом-музей композитора В Тихвине, на родине выдающегося композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, состоялся уникальный концерт,
Online47.Ru