«Давлю в себе желание покрасоваться»

«Давлю в себе желание покрасоваться»
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Фото: vyborg-press.ru

Виктор Тихомиров: художник, режиссёр, писатель, педагог.

Виктор Тихомиров, один из основателей знаменитой ассоциации художников «Митьки», ведущий колонки «Ротозей» в «Деловом Петербурге», литератор и режиссер, привез на «Окно в Европу» фильм «Кураев. Прямая речь».

Художник, сценарист, писатель, он не впервые на фестивале «Окно в Европу» и в Выборге. Здесь он проходил в 70-х срочную службу. С Виктором Ивановичем удалось встретиться на следующий день после открытия его выставки в библиотеке Алвара Аалто, а 9 августа состоялась демонстрация его фильма, вызвавшего немалый интерес у публики.

- Вы представляете на кинофестивале фильм «Кураев. Прямая речь». Почему для вас так важна фигура протодиакона Андрея Кураева?

- Я прочел все его книги, и смею утверждать, что это умнейший человек своего времени. Стало быть, мой долг художника и режиссера обратить внимание общественности на эти его особенности: широчайшую эрудицию, способность остроумно и внятно изъясняться даже на философском уровне.

- Виктор Иванович, как вы оцениваете сегодняшний фестиваль «Окно в Европу»? Есть возможность сравнить с предыдущими?

- Фестиваль – это культурное событие, значимость которого определяется уровнем личностей, представленных на нем. Деятели культуры побуждают публику к интеллектуальному напряжению, за что мы должны быть им благодарны. Любое культурное событие ценно, потому что это - люди и живое общение, которого сейчас так не хватает. Когда мы окончательно все уйдем в сеть, это будет ад.

- С точки зрения представленных личностей, несомненно, фестиваль – событие. Прошли встречи с Шахназаровым, Быковым, на которых мы с вами были. Насколько взгляды Карена Шахназарова на современную жизнь и искусство совпадают с вашими?

- Я бы сказал, они довольно близки. Что касается государственной поддержки кинематографа - совпадают полностью. Ну и лекция Быкова достаточно впечатляюща. Он очень разумно излагает, прекрасно формулирует. Это хорошо, что он преподает. Он очень эрудирован. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но лектор он блестящий.

- В интервью «Подоконнику» вы говорили, что в творчестве - все области смежные, и, состоявшись в чем-то одном, можно попробовать себя и в другой ипостаси. Вы занимаетесь журналистикой с 96 года, выпустили несколько книг…

- Конечно, попробовать можно. Другое дело - получится ли… У меня получилось. Я снял 16 авторских фильмов, из них, по крайней мере, три игровых… А вы до сегодняшнего дня, наверное, об этом даже не слышали?

- Слышала о фильме «Чапаев, Чапаев».

- Ну да, он получил множество призов на разных фестивалях, в том числе, отмечен был сценарий, который я сам написал, но ведь широкий зритель его не знает. Тут все упирается в деньги. Если есть желание что-то сделать, то творческая личность найдет возможность осуществить идею. Я снимал авторские фильмы, и худо-бедно находил на них средства. Но вот прокат - это уже проблема. Масштаб аудитории зависит от денег на рекламу. Или связи, или деньги. Любое культурное явление сразу же обрастает теми, кто делает на этом бизнес, и они очень хорошо чувствуют, где можно взять прибыль. Просчитанные коммерческие формы выгоднее, чем авторское кино.

- А журналистика? Где-то я прочитала, что вы таким образом начали подрабатывать? Или все же это было желание писать, прежде всего?

- Конечно, желание писать. Я вначале работал в одном издании, предложила знакомая редактор, потом в другом. (С 1997 г. Виктор Тихомиров постоянно ведёт колонку «Городской гуляка» в журнале «Петербург на Невском» и «Гуляка» во «Время СПб».) Я пишу о том, что мне интересно. И интервью брал у своих знакомых. Мне так и говорили: «Ты его знаешь, возьми у него интервью». Я сам писал сценарии для своих фильмов, издал несколько книг, в том числе, еще в 91-м – повесть «Золото на ветру».

- Мне очень нравится ваша колонка «Ротозей» в приложении «Выходной» в «Деловом Петербурге». Вы пишете о выставках изнутри, как художник, и вместе с тем избегаете искусствоведческих наворотов.

- Все эти искусствоведческие термины в статьях я считаю грехом словоблудия. Я и студентов учу просто, потому что объясняю просто, и они научаются (руководит студией изобразительных искусств при студенческом клубе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов). Словоблудие - желание покрасоваться. У меня тоже бывает, но я его в себе давлю.

- А актерские работы?

- Ну, это случайность, просто знакомые режиссеры предлагали… Или необходимость, как в моем фильме «Чапаев, Чапаев», когда актер не смог. Мне и Балабанов предлагал, просто у меня терпение лопнуло ждать, и я отказался. Потом, правда, пожалел. И Сокуров предлагал, а потом передумал. Обосновал: «Ты слишком умный для этой роли». Нет, актером я себя не чувствую, хотя объяснить на съемках своего фильма, как играть, могу. Но никакой попытки самореализации через актерство не было, только необходимость.

Мы разговариваем, в то время как Виктор Иванович рисует Выборгский замок.

- А что для вас сейчас живопись? Это основа основ или …?

- Это основа всего. Это и релаксация и, и, наоборот, подзарядка энергией. В живописи ты выступаешь в роли Творца, давая свое видение предмета. И снимая фильм, очень важно иметь художественное чутье, учитывать освещение, композицию, важна операторская работа.

- А группа «Митьки»? Насколько она сейчас для вас актуальна?

- Ее актуальность осталась в молодости, а дальше каждый пошел своей дорогой. Ушла молодость, ушла и актуальность. Остались товарищеские отношения. Друзья - они как родственники, от них не отмахнешься.

Светлана Логинова
 
По теме
В Выборге подвели итоги 25-го юбилейного кинофестиваля "Окно в Европу". Один из фильмов - "Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов", режиссёр Александр Хант - отмечен сразу несколькими наградами.
В Оржицах мужчина избил полицейских - ЛенОблИнформ В Ломоносовском районе Ленинградской области возбуждено уголовное дело о применении насилия в отношении представителей власти, сообщает пресс-служба Следственного комитета РФ по Ленинградской области.
ЛенОблИнформ
В день и час 180-летия Римского-Корсакова в Тихвине прошел концерт симфонической музыки - Online47.Ru Кроме того, в этот же день открыли обновленный дом-музей композитора В Тихвине, на родине выдающегося композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, состоялся уникальный концерт,
Online47.Ru