О героях и негодяях – лицом к зрителю

О героях и негодяях – лицом к зрителю
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Фото: vyborg-press.ru

Жюри главного игрового конкурса подвело итоги кинофестиваля.

Обсуждая тенденции в российском игровом кинематографе на итоговой пресс-конференции, члены жюри говорили о том, что фильмы становятся более простыми и зрительскими. Ну, а если взять в расчёт цифры, то конкурс игрового кино на выборгском фестивале можно с уверенностью назвать конкурсом дебютов, поскольку девять из одиннадцати работ программы «Игровое кино. Осенние премьеры» сняты дебютантами. В этом смысле «Окно в Европу» вполне оправдывает свой девиз – «прогноз на завтра».

Председатель жюри главного игрового конкурса Рустам Ибрагимбеков – кино- и театральный драматург, режиссёр и писатель, он также вхож в Российскую, Европейскую и Американскую академии кинематографических искусств и наук, председатель Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии и Союза кинематографистов Азербайджана. Именно он писал сценарии к фильмам «В этом южном городе», «Белое солнце пустыни», «Храни меня, мой талисман», «Утомлённые солнцем”, «Сибирский цирюльник», «Восток-Запад», «Ночь светла», «Урга: территория любви», «Кочевник», «Райские птицы», «Глазами призрака» и др. И именно он на последней пресс-конференции высказался первым из своих коллег в жюри:

- Программа мне показалась интересной. И я благодарю организаторов за состав жюри: со многими мы только познакомились, но во многом сошлись во мнениях. Думаю, художественное кино должно отражать состояние общества… Если анализировать, то в наших дебютах, которых было больше половины, хамства и дерзости по отношению к зрителю было достаточно, в некоторых – с перебором. И всё же главная тенденция, которая прослеживается почти у всех режиссёров - вернуть зрителя. В некоторых фильмах - наши старые советские сюжеты помещены в жёсткую реалистичную современную среду, что придаёт им новую энергию. Мне кажется, это правильное направление. Нужен герой, обстоятельства, которые необходимо преодолевать. Собственно, на этом построен весь американский кинематограф. Вторая тенденция, которую я бы отметил – конфликт отцов и детей. Таких фильмов было несколько. В одном из них отпетый хулиган и почти преступник в конце концов спас отца - преступника. И мы даже ему поверили…

Следом слово взял молодой режиссёр Роман Каримов, выигравший в 2010 году в Выборге главный конкурс со своим фильмом «Неадекватные люди».

- У меня создалось впечатление, что у нас не хватает продюсеров, которые могут оттачивать кино, выступать редакторами, если фильм не складывается, доводить его до хорошего результата. У меня такое пожелание, чтобы появлялись объединения людей, которые помогали бы делать кино, создавали фокус-группы и работали с молодыми режиссёрами... Участникам же пожелаю испытать свою порцию стыда на кинофестивале до того, как их работы увидят широкие массы зрителей.

Режиссёр и кинодраматург Юсуп Разыков, оценивая отсмотренные картины, согласился с отдельными высказываниями своих коллег, но при этом вспомнил о первых работах Лебединского, Хлебникова и других режиссёров, которые рассказывали своему зрителю о том, что им близко.

- Многие дебютанты делают ссылки на Тарантино и других, в лучшем случае, на братьев Коэнов. Но это совершенно не означает, что они приблизились к ним. Мне совершенно непонятно, почему молодые люди стесняются быть собой. Далеко остались такие фигуры, как Шукшин и Абдрашитов, которые рассказывали о том, что хорошо знали и чему сопереживали. С другой стороны, проблема, возможно, в продюсерском гнёте, поскольку в одном фильме я прямо-таки увидел присутствие жёсткой редактуры…

В конце встречи слово попросил киновед Александр Шпагин, который много лет работает на российских кинофестивалях и из 25 пропустил лишь два-три «Окна в Европу». Критик отметил, что времена были разные: от расцвета кино до моментов, когда в Выборг стали попадать фильмы, которые не проходили отбор на других кинофестивалях: это был такой «слив». Но, наконец, организаторы стали серьёзнее подходить к отбору фильмов, что просматривалось уже на прошлом кинофестивале.

- В прошлом году в Выборге были такие яркие дебюты как «Дизлайк», «Дачники», «Вся наша надежда», тогда как «Кинотавр» был ужасающим… У меня ощущение, что в прошлом году все набрали воздуха, а в этом году выдохнули. И для меня этот фестиваль хороший, это такая мастерская… Фильмов много, поэтому посмотреть что-то ещё в Доме культуры уже некогда. Что ценно - появилась чёткая тенденция: Выборг выстраивает внутренний пласт, на котором должно держаться хорошее кино. Это такой мейнстрим второго эшелона. Может быть, большинство этих картин не выйдет в прокат, не будет иметь большого успеха, но они должны существовать в кинематографическом поле. Я посоветую отборщикам – хорошие детские фильмы отдавать в главную программу, а гламурные комедии «сливать» в Дом культуры. Ну, не нужны фестивалю эти фильмы в основной программе.

Продолжая сравнение, киновед отметил, что в прошлом году было больше дерзости в работах, а в этом появилось ощущение реальности, что тоже хорошо, так как на реальность художнику нужно смотреть спокойно, иронично и парадоксально.

- Я преподаю с начала 90-х, с тех пор студенты у меня были разные. После 2010-го, к сожалению, студенты поглупели, видимо, это связано с падением уровня образования. Молодые люди довольны собой, при этом у них сильно упал культурный и образовательный уровень, они косят под всех подряд, и я заметил, что если группа выходит на сцену и говорит что-то типа, «мы классные, мы сняли классную картину», я знаю - будет полная дрянь. А если они говорят, к примеру, «у нас просто отличное кино и все будут счастливы!», то, скорее всего, нужно готовиться к побегу из зала.

…Говоря о побегах из зала, в Выборге они в этом году были очень умеренными. Тем не менее, рекорд побили две работы – неоправданно затянутый «Цензор» Константина Шелепова, где демонстрация жестокости на экране зашкаливала, и «Добрый вечер» Фёдора Константиновича – кино про кино, где актёры больше кривляются, чем играют, и смотреть всё скучно до невозможности. С последнего выходили группами участники и гости кинофестиваля, пулей вылетел заседавший в жюри игрового кино актёр Артур Смольянинов, который, видимо, после этого из жюри и вышел, не выдержал Сергей Шолохов и немало обычных зрителей. Одна пара кинематографистов с юмором посоветовала приковать режиссёра на сутки наручниками и заставить смотреть его кино, советовали повзрослеть, наконец. Кто-то высказался, что такую дрянь придумать не смог бы даже за большие деньги.

Поэтому вдвойне приятно, что жюри оценило режиссёров, которые не пошли по этому пути, хотя и не дотянули до победителей - Романа Жигалова с его «Лесом» - за лучший дебют и Ивана Болотникова с работой «Хармс» - за визуальное и музыкальное решение фильма.

Ирина Волочковская
 
По теме
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
Весна. Новинки прилетели - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина По традиции в рамках Недели детской и юношеской книги библиотеки представляют читателям выставки новых книг.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина