Нажить недоброжелателей в Выборге Быкову не удалось

Нажить недоброжелателей в Выборге Быкову не удалось
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Кликните, чтобы просмотреть увеличенное изображение
Фото: vyborg-press.ru

Известному писателю в переполненном зале библиотеки Аалто поклонники аплодировали. В библиотеке Алвара Аалто во вторник выступил Дмитрий Быков – писатель, публицист, литературный критик, педагог - одна из самых заметных фигур в сегодняшнем медийном пространстве. Не удивительно, что лекционный зал был переполнен.

Начал наш гость со смелой, на мой взгляд, шутки: «Что касается темы сегодняшнего разговора, мне просто показалось приятным в очередной раз нажить некоторое количество врагов и недоброжелателей. Особенно приятно это сделать в Выборге, где уже общим местом стала сугубая «европейскость», как города, так и этого фестиваля. Сегодня я попытаюсь объяснить, что в этом нет ничего особенно хорошего».

Объяснения были искромётны и убедительны. Но что касается попытки нажить врагов и недоброжелателей - думаю, она не удалась. Скорее наоборот – поклонников разнообразных талантов Дмитрия Быкова после его визита в Выборг наверняка прибавилось. Почти два часа – на одном дыхании: энергия, свобода, полёт мысли и неповторимый юмор. Зал аплодировал и смеялся. Пересказывать содержание выступления невозможно, Быков – фейерверк: нужно смотреть и слушать, возвращаться к литературной классике, образец переосмысления которой он блестяще продемонстрировал.

«Я-то, может быть, и мастер, но вы – не класс»

Мероприятие было анонсировано как «мастер-класс». По поводу формата Дмитрий Львович сказал следующее: «Я буду говорить о вещах довольно субъективных, и называть это мастер-классом довольно странно. Я-то, может быть, и мастер, но вы - не класс. Потому что в классе, когда я учу, я привык к некоторой авторитарности. Ученик может мне возражать, только если он прочел примерно столько же. Здесь у вас есть полное право не соглашаться, негодовать, возмущаться, и, более того, я хочу вас к этому призвать. Потому что ужасно обидно бывает слышать всякие добрые отзывы во время лекции, а на следующий день открывать «фейсбук» и читать, что это было - всегда два слова – «субъективно и поверхностно». Если кому- то это кажется поверхностным, то есть кто-то более глубоко понимает предмет, проявите знания здесь…»

Затем перешёл непосредственно к теме лекции: «…Сегодня я хотел бы сосредоточиться на трех аспектах. Во-первых, применительно к 19 веку меня интересуют некоторые очень ограниченные векторы взаимного влияния русской и европейской литературы. Охватить это полностью не хватит жизни. Второй аспект этой темы - сопоставление того, как русская и европейская литература освещают одни и те же сюжеты. И третье - как в 20 веке эволюционирует главный жанр века, а именно - роман об упадке семьи».

«Пока о чём-то спорят, оно сохраняет тенденцию быть скорее живым»

До третьего аспекта дело не дошло, поскольку освещение первых двух оказалось довольно объёмным, а нужно было оставить время и на вопросы и ответы. Вторая часть оказалась не менее интересной. Спрашивали, в основном, о литературе, интересуясь мнением Быкова по тому или иному поводу, считая Дмитрия Львовича безусловным авторитетом в этой области. Однако были и несогласные. Так, одна из слушательниц решила, что после выступления Быкова возникла необходимость реабилитировать великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

«Люблю, когда лекция вызывает полярные подходы, это всегда интересно, потому что это доказывает вечную актуальность, я бы сказал, бессмертие русской литературы, - отреагировал Дмитрий Быков. - Потому что пока о чем-то спорят, оно сохраняет тенденцию быть скорее живым. О большинстве фильмов, которые входят здесь в программу фестиваля, спорить невозможно, они однозначно и безусловно плохи, а русская литература хороша».

Но и финская литература, как отметил писатель, оказала на него сильное влияние. В первую очередь, книга Туве Янссон «Муми-тролль и комета», которую он прочёл первой, в возрасте четырёх лет, «…эта книга меня сформировала, в ней предсказана вся наша жизнь».

Отвечая на вопрос о своём «ближнем круге», Дмитрий Быков сообщил, что у него много «великих замечательных друзей»: почти полный состав как анимационного, так и игрового жюри кинофестиваля «…и, конечно, Шахназаров, с которым мы на всё смотрим по-разному, но это не мешает нам одинаково ко всему относиться. Смотрим по-разному, а относимся одинаково».

Это парадоксальное, на первый взгляд, утверждение хорошо иллюстрирует его оценка фильма «Анна Каренина», показанного на фестивале: «Фильм Шахназарова прекрасен, очень талантлив, но категорически со мной несовместим».

«Конечно, не Багров, а Бодров является героем нашего времени…»

Я тоже задала Дмитрию Львовичу вопрос, который беспокоил редакцию с момента получения пресс-релиза фестиваля, в котором говорилось, что символом нынешнего «Окна в Европу» стал образ Сергея Бодрова. Причем пояснение было таково: «Данила Багров, (герой фильмов Балабанова «Брат-1» и «Брат-2») сыгранный Сергеем Бодровым, стал ярким и бесспорным героем своего странного и противоречивого времени». А Сергей Бодров «воплотил героя, олицетворяющего время». Коротко говоря, вопрос заключался в том, согласен ли Дмитрий Быков с тем, что Данила Багров – «герой нашего времени».

«Я согласен в одном: конечно, не Багров, а Бодров является героем нашего времени. Человек, который защитил диссертацию по итальянскому возрождению, и при этом так убедителен, «.. в чем сила, брат?...» Это человек, из которого каждый берет то, что ему близко. Для кого-то он - утонченный интеллектуал, для кого-то - артист, для кого-то - благотворительный ведущий программы «Взгляд»… Это последняя попытка быть универсальным, недаром его последний фильм назывался «Связной», он такой связной между всеми нами. Но сегодня эта связь, к сожалению, разорвана, универсальных героев у нас больше не будет… У кого-то это будет Моторолла, у кого-то - герой «Аритмии» - врач, работающий в невыносимых условиях, у кого-то -солдат, у кого-то - интеллектуал. Нам надо наконец избавиться от химеры единого национального героя. Надо признать, что у нас не один народ, а их несколько. И надо учиться не уничтожать соседа, а с ним сосуществовать».

Кроме того, Дмитрий Быков прочитал стихи, в которых отозвался на данные соцопроса, показавшего, что лидером симпатий россиян стал Иосиф Сталин, а второе и третье места разделили Александр Пушкин и Владимир Путин. А завершил выступление стихотворением «О том, как тщетно всякое слово и всякое колдовство», которое прочитал по просьбе из зала.

Аудиозапись выступления размещена на сайте писателя ru-bykov.livejournal.com, а также в группе «Выборгских ведомостей» ВКонтакте.

Елена Винокурова
 
По теме
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина