Туристу нужно знать

Если клиенту не возвращают деньги за неоказанную услугу, прямая дорога ему в суд

В конце минувшей недели, 25 июля, о прекращении своей работы заявил туроператор «Роза ветров Мир», неделей раньше о своем банкротстве сообщил крупнейший туроператор России — петербургская фирма «Нева». Произошло это в самый разгар туристического сезона. Как быть тем нашим согражданам, кто оказался заложником непредвиденных катаклизмов в туристическом бизнесе?

Об этом корреспонденту «ВВ» рассказали в территориальном отделе Роспотребнадзора в Ленинградской области по Выборгскому району.

— У нас в Выборге нет туроператоров, только турагенты, которые заключают договор с потребителями на туристический продукт, в договоре должны быть все сведения о туроператоре — адрес, номера телефонов, а, кроме того, должна быть указана страховая компания, в которой застрахован туроператор, — говорит заместитель начальника территориального отдела Роспотребнадзора Ольга Тихоновская. — Скажем, туроператор ЗАО "Фирма «Нева» застрахован в страховой компании ЗАО СК «Восхождение» на сумму 454,2 миллиона рублей. Поэтому при нарушении условий договора, когда турист не получает тех туристических услуг, на которые в праве был рассчитывать, иск о возмещении реального ущерба он может предъявить как туроператору, так туроператору и страховщику одновременно. Причем выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и морального вреда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

По словам Ольги Тихоновской, в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» турист может предъявить иск в суд по своему месту жительства или месту пребывания, либо по месту нахождения ответчика или месту заключения договора. При этом, обращаясь с иском в суд, потребитель, в данном случае, туристических услуг освобождается от уплаты государственной пошлины, если нарушены его права.

Что касается выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора, то при наличии оснований для такой выплаты турист имеет право самостоятельно обратиться к страховщику с заявлением о выплате ему денег. При этом заявление о возврате денежных средств пишется в произвольной форме с указанием причины — неисполнение туроператором обязательств по организации тура. Страховщик обязан удовлетворить требование туриста по выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не позднее 30 календарных дней после получения указанного требования с приложением всех необходимых документов.

В случаях, когда с требованиями о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику одновременно обращается более одного туриста и общий размер подлежащих выплате денежных средств превышает сумму финансового обеспечения, удовлетворение таких требований происходит пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения.

Ольга Тихоновская обращает внимание туристов, что лишь опасение по поводу того, что оплаченная им услуга не будет оказана, само по себе страховых случаем не является.

— Поэтому клиентам турфирмы «Нева» нужно дождаться даты начала тура, и только тогда, если оператор не выполнит свои обязательства, обратиться к его финансовому гаранту за компенсацией, — объясняет Ольга Дмитриевна.

Правда, у туриста, заключившего договор с той же «Невой», есть гарантированное право расторгнуть его в одностороннем порядке до начала путешествия при условии оплаты туроператору фактически понесенных им расходов. Это означает, что турист может потребовать возврата стоимости тура за вычетом подтвержденных фактически понесенных туристической фирмой расходов, конечно, если условия договора не предусматривают другой, более льготный для туриста, порядок взаиморасчетов применительно к подобному случаю.

Понятно, что если турфирма отказывается удовлетворить эти требования в добровольном порядке, в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ спор должен быть разрешен в судебном порядке.

Ольга Тихоновская обратила внимание клиентов туроператора ЗАО "Фирма «Нева», что за всеми дополнительными разъяснениями они могут обращаться на «горячую линию» Роспотребнадзора по телефону 8 800 100 0004.
Нацпроект помогает бизнесу - МО Светогорское городское поселение Нацпроект помогает бизнесу   В 2024 году нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» исполняется 5 лет.
МО Светогорское городское поселение
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина
Весна. Новинки прилетели - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина По традиции в рамках Недели детской и юношеской книги библиотеки представляют читателям выставки новых книг.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина