«В образовании нужна свобода»

Фото: vyborg-press.ru

Почему финские школьники занимают высокие позиции в международных рейтингах образования и как им в этом помогают правильное питание, дизайн помещений, принцип равенства учеников и воспитание самоуважения.

«Финские дети действительно другие»

Минувшей зимой научный сотрудник Эрмитажа Екатерина Лопаткина с мужем и сыном уехала жить в Финляндию. Решение было принято после того, как мальчик отправился в первый класс, где его начали, говоря простым языком, «травить» одноклассники.

«Сразу стало понятно, что ему придется пройти через тот ужас системы, через который проходила я, - вспоминает Екатерина. - Когда мой ребенок вернулся с выстриженной прядью волос, я поняла: всё, хватит».

Уезжала семья прямо посреди учебного года - благо, такая возможность была: у мужа Екатерины финские корни, и это дало основания для переселения.

По приезде в страну им удалось снять приемлемую по цене квартиру в центре Хельсинки, ребенок сразу же пошел в школу. Причем ту, где преподавание ведется на финском языке, — хотя по-фински он не говорил, как и его родители. Первое время пара помогала сыну переводить домашние задания, хотя в Финляндии считается, что родители не должны участвовать в образовательном процессе.

Одноклассники дружелюбно приняли новичка, дети смогли общаться, даже разговаривая на разных языках. Не поддались они и на известный детский соблазн дразнить сверстника за то, что тот стал носить очки. Наоборот, учительница уже подготовила класс к такому событию в жизни их товарища, и ребята встречали мальчика с новым аксессуаром аплодисментами.

На вопрос, почему в финских школах обстановка намного миролюбивее, чем в российских, - ведь дети рождаются одинаковыми, - жители Финляндии пожимают плечами. Кто-то поясняет, что в случае возникновения конфликта в классе к ситуации подключается психолог, который выясняет причины поведения хулиганов и помогает найти выход. Но дело не только в этом.

«Финские дети действительно другие, - сперва задумавшись, признает педагог русского языка в хельсинкской школе Татьяна Анттила. - Здесь нет коллективизма, школьники не «шпаргалят» и не подсказывают друг другу. Я помню, как однажды «заложили» ученика, который воспользовался шпаргалкой. Здесь это не принято. Если вы спросите школьника, как он учится относительно товарищей - хуже или лучше, он честно ответит: «Не знаю». Результаты работ не оглашаются на весь класс, а выдаются каждому ребенку на руки».

Приятные сюрпризы от финской системы образования ждали Екатерину и дальше. Так, когда ее пригласили на родительское собрание к сыну, оказалось, что никто не собирается жаловаться на ребенка или о чем-то просить - ей просто хотят рассказать о его успехах.

«Мне описали, какие задачи поставил ребенок, как он их успешно добивается и чему он научился», - рассказала она.

Желающих менять мир к лучшему достаточно

Финская школа отличается от российской не только в плане атмосферы. Она очень либеральна и основывается на доверии к учителям и к ученикам. В стране в начале 1990-х годов были отменены школьные инспекции. Учителя вправе выбирать учебники и вводить новые методики преподавания.

Не случайно именно в Финляндии несколько лет назад родился проект HundrED , платформа, на которой учителя из разных стран делятся своими идеями, как улучшить образовательный процесс, - на конкретных примерах: от устройства игровой площадки до борьбы с травлей в классе.

«В школах по всему миру вводят множество замечательных инноваций, но об этом никто не знает, - рассказывает Саку Туоминен, основатель и генеральный директор компании. - Даже если это происходит в Хельсинки, зачастую об этом не знают в других городах. Мы занимаемся поиском инноваций, исследуем, работают они или нет, отбираем лучшие, объясняем их и распространяем, а также развиваем вместе с авторами».

Сейчас проект аккумулирует идеи из 135 стран, в том числе из России. Ежегодно в октябре на сайте публикуются 100 лучших инноваций, отобранных из общего числа присланных (а их только к началу лета было уже 600). Авторам идей за них не платят. Не платят и те, кто эти идеи узнает и «забирает» себе. Саку Туоминен поясняет, как такая бескорыстная система работает: «Людей, которые хотят менять мир к лучшему, достаточно».

В начале октября сайт будет перезапущен, учителя всего мира смогут связываться друг с другом напрямую, чтобы задавать друг другу уточняющие вопросы по внедрению идей, а карты помогут отследить, куда «пошла» идея из той или иной страны, и где она сейчас используется. Сейчас сайт работает только на финском и английском языках, ввести русский планируют в 2018 году.

Вся среда - образовательная

Еще одна характеристика финского образования, которой гордятся в стране, - общедоступность. Оно бесплатно для учеников, школы содержатся местными властями или объединениями муниципалитетов, причем поддержку получают и частные образовательные учреждения. Поборов не предусмотрено: дошкольникам и ученикам начальных классов учебники, питание и даже транспорт до школы - в случае, если ребенок живет далеко, - предоставляются бесплатно. Старшие школьники и студенты учебники покупают за свой счет, но имеют право на бесплатное горячее питание. Бесплатны и вузы, причем до 2017 года учиться в Финляндии бесплатно могли и граждане стран, не входящих в Евросоюз и Европейское экономическое пространство.

Дети с особенностями развития учатся вместе со здоровыми. Школу и родителей «особых» детей периодически навещает врач, и, если возникает потребность в дополнительной помощи, ребенок на какое-то время переходит на учебу в спецшколу.

Одной из таких школ является центр обучения и инструктажа «Валтери. Рускис» в Хельсинки. Это одна из шести школ системы «Валтери» в Финляндии. В настоящее время в ней обучается 55 учеников, ещё около 200 школьников заведение курирует в муниципальных школах. Преимущественно это дети с церебральным параличом и врожденным пороком развития, каждый четвертый использует альтернативные способы коммуникации, то есть не может говорить, у 40% - эпилепсия, у каждого третьего - ограниченное зрение. Есть и дети с другими нарушениями.

Здание «Валтери. Рускис» оборудовано с учетом потребностей каждого - от звукопоглощающих стен (громкие звуки вызывают беспокойство у некоторых категорий «особых» учащихся) до направляющих тактильных полос в коридорах для слабовидящих. Разработано навигационное приложение для смартфона, которое определяет местоположение ученика в школе и рассказывает ему вслух на выбранном языке, как дойти до нужного места, в какой момент и куда повернуть. Ученикам помогают приспособиться к самостоятельной жизни - такова цель занятий. Учебный план составляется для каждого индивидуально.

Большое значение уделяется физкультуре: здесь есть бассейн, спортзал со стенкой для скалолазания и даже сборным искусственным льдом и тренажерный зал. Еще одно пространство для физического развития - игровая площадка перед школой, где дети могут качаться на качелях, взбираться по конструкциям, играть на ксилофоне, копаться в песочнице. В игровой комнате даже игрушки предусмотрены особенные, например, увеличивающий экран, который помогает изучать предметы. Его также можно направить в панорамное окно и «приблизить» происходящее на уличной площадке.

Принцип школы: любая среда — образовательная среда, и обучение происходит не только в классе. В частности, одним из обучающих мероприятий является обед. Обычный обед здесь состоит, к примеру, из овощного супа-пюре, салата, для которого ингредиенты школьник выбирает сам, булочки с маслом или сыром, киселя, чая, варенья. Дети, имеющие проблемы с пережевыванием пищи, могут взять заранее перемолотый салат-пюре из тех же ингредиентов.

Такое меню не обходится дорого для городского бюджета: средняя стоимость школьного обеда в «Валтери» - 1,2 евро, средняя стоимость по всей Финляндии — 2,76 евро. Бесплатные обеды ежедневно получают около 900 тысяч детей.

К правильному питанию приучают начиная с формы тарелок, поделенных на три сектора: половина - под овощи, четверть - под гарнир и четверть - под мясо или бобовые. Также учитываются религиозные и нравственные предпочтения учащихся — для вегетарианцев стараются всегда привозить альтернативные варианты горячего.

Пребывание в «Валтери» является для школьников временным (хотя если дорога из дома до спецшколы и обратно занимает больше трех часов в день, ученику предоставляют жилье). Впрочем, в совсем тяжелых случаях ребенок может проучиться здесь всю жизнь — учебное заведение рассчитано на воспитание ребят от 5 до 18 лет, школа предоставляет занятия 20 языками, так как по финским законам школа обязана предоставлять ребенку возможность заниматься родным языком, а в той же «Валтери» много иммигрантов: у порядка 20% учащихся родной язык — не финский и не шведский. В том числе есть иммигранты и из России: воспитать полноценным членом общества «особого» ребенка в Финляндии гораздо проще, чем в нашей стране: там для этого создаются все условия.

Школы — для учеников, а не для уборщиц

К самостоятельной жизни в Финляндии приучают не только детей с особенностями в развитии. В общей школе Сауналахти (микрорайон в Эспоо) половина этажа отведена под классы, которые в советских школах называли бы «классами труда»: здесь есть большая кухня с восемью электроплитами, раковинами, микроволновками и другой утварью, где учат готовить. Есть швейная мастерская, классы со станками для работы по дереву и по металлу.

Архитектор Вайне Никкиля создал настоящее произведение искусства, снаружи больше напоминающее концертный зал: изогнутая полукругом крыша создает внутренний двор, где дети могут заниматься спортом на площадке, играть и просто сидеть на ступеньках в хорошую погоду, в том числе и под навесом. Кстати, в этой школе есть весьма необычное помещение, существование которое в российских школах трудно было бы себе представить: каминный уголок на небольшую компанию, где учителя с учениками могут посидеть у зажженных поленьев на разогревшихся кирпичных скамейках с покрывалами, и, например, почитать вслух книжку. Здесь у каждого класса есть своя раздевалка, с персональными отделениями для каждого, причем у младших перед ящичками постелен зеленый коврик, напоминающий траву, - чтобы не становиться босыми ногами на пол.

Ковры в Финляндии в учебных пространствах в принципе любят: как поясняют в компании Martеlа, занимающейся дизайном в том числе и школьных пространств, ковры поглощают звук, позволяя ученикам в классах-оупенспейсах не мешать друг другу. У россиян, когда они слышат о таком решении, обычно появляется вопрос: но ведь в помещениях ковры будут собирать пыль и грязь, и убирать их неудобно?

«Мы для кого школы строим - для учеников или для уборщиц?» - с улыбкой спрашивает Арья-Лииса Каасинен, директор по планированию рабочих пространств.

Реформа принципов образования началась в Финляндии два года назад, в итоге 20% финских школ сейчас относятся к новому типу.

Школьное пространство теперь стараются делить не на классы и коридоры, а зоны разной функциональности - для концентрации в тишине и для совместного выполнения заданий и общения. Есть зоны «обучения путем действия» (например, для занятий музыкой), социального обучения, зоны осмысления и тишины. Сиденья в школах предполагаются самые разные - от модных в последнее время табуретов в виде седла до гимнастических шаров. Частую смену положений тела принято поощрять, даже появилась поговорка: «лучшая позиция - следующая». Кстати, в Финляндии в ходу даже особые «умные» стулья, которые подают сигнал, если считают, что человек слишком много времени провел в одной позе. Но такие в школах пока не применяются.

Самоуважение и ответственность связаны

При всей либеральности финской образовательной системы, она весьма успешна: в последнем рейтинге PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, тест, оценивающий грамотность школьников и умение применять свои знания на практике) страна заняла пятое место в мире, пропустив вперед Сингапур, Японию, Эстонию и Тайбей. В предыдущем рейтинге Финляндия была и вовсе первой. Для сравнения, Россия - 32-я.

Причем в финском образовании нет тупиков: если ученик плохо окончил этап среднего общего образования (9 лет), он может остаться еще на год, чтобы лучше подготовиться к обучению в школе второй ступени (довузовское образование), за которой следует бакалавриат. Порядка 70% тех, кто остаются на дополнительный год в Финляндии, — дети иммигрантов.

«Но перед тем, как разрешить ученику такой вариант, с ним обязательно проведут беседу, чтобы понять, действительно ли он замотивирован, - рассказывает Хелена Аутио-Мелони, менеджер агентства по российско-финским связям, чей сын как раз проходил через образование в дополнительном классе. - Его спрашивали, действительно ли он хочет измениться, понимает ли, что это нужно ему самому».

Подобный подход используют на протяжении всего образовательного процесса: если ребенок не делает домашние задания, ему объясняют, что получение образования - в его интересах. Бывает, не помогает, и тогда ученик не делает уроки какое-то время, но потом осмысляет происходящее и старается догнать своих сверстников.

«Самоуважение и способность управлять собой имеют тесную связь», - считает Кристиина Волмари , руководитель отдела информации и анализа Главного управления образования Финляндии.

«Важно не стигматизировать: мы говорим о детях «белочки» и «зайчики», а не «лучшие» и «отстающие», - объясняет она. - Первый настоящий экзамен ученик сдает в 19 лет: если ученики будут постоянно сдавать тесты - они под них и будут учиться, а в образовании нужна свобода».

То же касается и учителей: в Финляндии 60% преподавателей признались, что чувствуют, что общество ценит их работу. Для сравнения, в Швеции, которая занимает в рейтинге образования PISA близкое к России 28-е место, об этом заявили только 5% учителей.

Fontanka.Fi

Алина Циопа, Fontanka.Fi
 
По теме
Общественная палата рассмотрела предложение о создании в Сосновом Бору промышленно-художественного колледжа Общественная палата города рассмотрела вопрос «Об организации работы в Сосновоборском городском округе образо
20.07.2018
Список малышей, получивших место в детских садах, увеличился на 265 фамилий - СеверИнформ В Вологде прошло докомплектование групп в дошкольных учреждениях. Список малышей, получивших место в детских садах, увеличился на 265 фамилий На основном этапе распределения мест направления в сады получило 4 700 детей .
20.07.2018
 
В педагоги — по целевому набору - Администрация ЛенОбласти В 2018 году на педагогические специальности в высшие учебные заведения подали документы 170 выпускников из Ленинградской области.
20.07.2018
 
В ВоГУ назвали десятку самых востребованных специальностей у абитуриентов - СеверИнформ В ВоГУ назвали десятку самых востребованных специальностей Вологодский государственный университет (ВоГУ) обнародовал предварительные итоги приемной кампании по состоянию на 18 июля этого года.
18.07.2018
 
ОТДЫХАЕМ НА ВСЮ КАТУШКУ - Газета Вести Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов рассказал «Вестям» о некоторых итогах первой смены в детских лагерях.
18.07.2018
 
Смена безопасности в детском лагере - ЛенОблИнформ В детском оздоровительном лагере «Зеленый остров» Выборгского района Ленинградской области совместно с Ленинградским региональным отделением Всероссийского детского общественного движения «Школа безопасности» проводится
17.07.2018
В педагоги — по целевому набору - Администрация ЛенОбласти В 2018 году на педагогические специальности в высшие учебные заведения подали документы 170 выпускников из Ленинградской области.
20.07.2018 Администрация ЛенОбласти
Список малышей, получивших место в детских садах, увеличился на 265 фамилий - СеверИнформ В Вологде прошло докомплектование групп в дошкольных учреждениях. Список малышей, получивших место в детских садах, увеличился на 265 фамилий На основном этапе распределения мест направления в сады получило 4 700 детей .
20.07.2018 СеверИнформ
Общественная палата рассмотрела предложение о создании в Сосновом Бору промышленно-художественного колледжа Общественная палата города рассмотрела вопрос «Об организации работы в Сосновоборском городском округе образо
20.07.2018 Администрация г. Сосновый бор
Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов рассказал «Вестям» о некоторых итогах первой смены в детских лагерях.
18.07.2018 Газета Вести
Закончил работу детский оздоровительный лагерь в пашской средней школе. Не всегда погода благоприятствовала отдыху, но, не смотря на её «перепады», дети путешествовали и продолжали познавать мир.
11.07.2018 Провинция.Северо-Запад
В садоводстве «Прометей» Гатчинского района нашли взрывчатку. Владелец – фигурант уголовного дела.
20.07.2018 Гатчинская правда
МУЖЧИНА СХВАТИЛ «БЕЛОЧКУ» И ОТРЕЗАЛ УХО 54-летний Житель Гатчинского района предстанет перед судом по обвинению в убийстве своего знакомого.
20.07.2018 Газета Вести
          Уникальная выставка «Семья Николая II в объективе Карла Буллы» открылась 11 июля в духовно-просветительском центре им.
20.07.2018 Гатчинская правда
ВПЕРЕД, ФИНАЛ ЖДЕТ! - ВК Динамо Сборная России U20 в полуфинале обыграла хозяев молодежного чемпионата Европы голландцев и в финале встретится с действующими чемпионами – чехами.
22.07.2018 ВК Динамо
 Результаты 11 тура Чемпионата Ленинградской области среди мужских команд. - Федерация футбола ЛО 18 июля 2018  Новое Девяткино (Новое Девяткино) — Фосфорит (Кингисепп) 4:0  21 июля 2018  Юность (Кингисепп) — Металлург-БМР (Бокситогорский район) 7:1 Спартак (Луга) — Фаворит (Выборг) 0:5 Атлант-Тосно (Тосно) — ФК
21.07.2018 Федерация футбола ЛО
Фото новости - Kingisepp.Ru Как сообщили редакции инфо-портала KINGISEPP.RU, 14 июля 2018 года на стадионе Романовского сельского поселения во Всеволожском районе местный футбольный клуб «ВМР ЛО» принимал кингисеппский «Фосфорит».
21.07.2018 Kingisepp.Ru
            Команда «Гамбит» Гатчинской клинической межрайонной больницы вернулась с очередного турслёта медработников Ленинградской области с шестью кубками.
17.07.2018 Гатчинская правда
  На территории музея-усадьбы «Рождествено» прошел II районный фестиваль народных игр «Игропикник».
18.07.2018 Гатчинская правда
Гражданина республики Бангладеш с паспортом болельщика задержали на границе в Кингисеппском районе Ленобласти, а рядом с границей в Выборгском районе пленили очередных нигерийцев с FAN ID,
22.07.2018 47 новостей