ВЫБОРГ. РЕСТАВРАЦИЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. А ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ КТО?

Проекты реставрации старого кафедрального собора и костёла святого Гиацинта, которые по договору с Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (Москва) выполняла петербургская фирма-субподрядчик “Монплезир-3”, прошли государственную историко-культурную экспертизу. На днях архитекторы-реставраторы Михаил АСЕЕВ, Татьяна ЮРЬЕВА, Ирэн ХАУСТОВА и Нелли ЛИ познакомили со своей работой представителей городской общественности. 

Кирпич  “в стадии полёта”

“Основными принципами, определяющими решения по реконст-рукции кафедрального собора, являются соблюдение существующих на сегодняшний день реставрационной этики и законодательства, сохранение градостроительной структуры исторического поселения, воссоздание исторической среды, приспособление здания под современное использование”, - говорит руководитель проектов Михаил Асеев. 

Как уже знают наши постоянные читатели, на подготовку проектов отводилось всего три месяца, и выполнить их в такой рекордно короткий срок удалось потому, что специалисты уже работали над данными объектами. В 2013 году по заказу муниципалитета Михаил Ассев и Татьяна Юрьева проектировали восстановление исторического центра Выборга, в том числе так называемого четвёртого квартала - участка Старого города, на котором находятся кафедральный собор и Часовая башня. 

Кафедральный собор долгое время был и архитектурной, и исторической доминантой Выборга, фактически его центром. Если посмотреть на город с высоты, то на этом месте видна так называемая композиционная дыра. В подобных случаях, когда проектируемый объект окружён зданиями разного времени постройки, да и сам в течение веков многократно перестраивался, перед специалистами встаёт вопрос: какой облик ему придавать? Асеев и Юрьева решили взять за образец отреставрированный Ирэн Хаустовой в 1970-х годах дом бюргера с каретником и прилегающей территорией на ул. Прогонной, то есть воссоздать не просто здание, а некий уголок средневековья. 

Татьяна Юрьева рассказала, как шла работа над проектом:

- В ходе техобследования выяснилось, что стены находятся в аварийном состоянии. Верхние кирпичи - “в стадии полёта”. По идее, надо закрыть доступ людей на этот объект. Зданию решили придать вид, который оно имело в период с 1744-го по 1793 год, до большого городского пожара. Тогда у него были островерхая готическая кровля, белёные фасады и декоративные элементы - круги, характерные для финских храмов, их и сейчас можно разглядеть на верхней кромке северной стены. Кроме того, решено восстановить крыльца (фундаменты их сохранились), которые были пристроены к зданию, когда оно в начале 19 века утратило своё культовое назначение и служило складом. На южной стене храма предполагается показать очертания арочных проёмов середины 19 века и оружейной комнаты.   Примером внешнего вида будущего здания может служить кафедральный собор Порвоо. Первый этап работы предусматривает устранение аварийного состояния и археологические изыскания.

Молодой архитектор Даниил ВЕРЕТЕННИКОВ, который тоже принимал участие в проектировании, более подробно рассказал о приспособлении здания под современное использование.

- Мы предлагаем разместить здесь культурный центр (например, российско-финский). В границах более раннего объема собора, датируемого 15 веком, расположится лекционно-выставочный зал. Его лёгкие внутренние своды повторяют очертания сводов собора, форма которых была выявлена по аналогии с финскими храмами 15-16 века. Стены и остатки фундаментов консервируются и сохраняются для обозрения, поэтому уровень пола в зале частично будет понижен на 1м 11 см. Кровля из металлочерепицы крепится на деревянном каркасе. Проектом также предусмотрены вестибюльная зона, библиотека, коммунально-складские помещения, помещение для администрации. На второй этаж ведут две лестницы – одна, у северного входа, будет снабжена лифтом для маломобильных групп населения, а вторая, в юго-восточном углу здания, - эвакуационная.

Проектировщики особо подчёркивают необходимость скорейшего определения пользователя объектов (и у кафедрального собора, и у костёла Гиацинта на данный момент его нет), ведь без использования и правильного ухода отреставрированные здания быстро погибнут. Помощник главы районной администрации Инна КЛИМОВА выразила надежду, что собор станет частью Выборгского музея-заповедника. В связи с этим у сотрудников этого учреждения культуры возникло много вопросов к проектировщикам. В частности, по расположению технических служб, отводу коммуникаций, ливневой канализации, благоустройству прилегающей территории. Проектированием работ по благоустройству занималась Нелли Ли. Она предлагает обнести собор с прилегающим участком забором из дикого камня высотой 90 см, воспрепятствовав таким образом парковке машин там, где когда-то располагалось кладбище. Булыжное покрытие, скамьи для отдыха и несколько цветников – вот и всё благоустройство, которое можно сделать на этой ограниченной территории. Кованую ограду начала 20 века, которая была частично перенесена к костёлу св. Гиацинта, решено не восстанавливать. По мнению Нелли Ли, сюда, как встарь, должны в назначенное время приезжать автомобили-мусоросборники, так как возможности установить контейнеры, не испортив облика Старого города, нет. Нет также возможности обеспечить парковку для жителей прилегающих кварталов.

Бельведера не будет

По сравнению со старым кафедральным собором костёл Гиацинта -   достаточно простой объект, ведь в 1970-х годах здание уже подвергалось полной реставрации. Ирэн Хаустова напомнила, что с 1968 года над этим объектом работал отдел Ленинградской областной специальной научно-реставрационной мастерской, в котором она тогда работала. 

- Здание пришло к нам в образе костёла, под который оно было приспособлено в 1915 году.   Но до этого, с начала 17 века, оно было жилым домом. Поэтому воссоздавать его под культовое сооружение не имело смысла. На гравюре 1780 года дом уже двухэтажный, имеет пристройку по улице Водной заставы и остроконечную крышу. Вот на этом образе и было решено остановиться. Изначально здание предполагалось приспособить под архитектурное управление, но позднее было принято решение разместить здесь детскую художественную школу, что и было сделано. В рамках нынешнего проекта нужно было определить состояние строения, уточнить историческую справку.   Выяснилось, что состояние работоспособное, кроме объёма кровли – стропильной системы и черепицы, которые требуют “протезирования”. Прилегающая территория требует чистки и ухода. Подвал засыпан, в нём функционирует только одна комната, куда выводятся коммуникации. В 60-е годы, когда подвальные помещения были освобождены, они стали заполняться водой. Оказалось, что это незакрытый финский водопровод. К тому же здание стоит на выходе двух скал, а в промежутке между ними - насыпной грунт. В рамках этого проекта в подвале археологические исследования не проводились, чтобы не навредить фундаменту. Если подвал освобождать, нужно делать вокруг здания мощный дренаж.

Фактически проект предусматривает реставрационный ремонт и приспособление под современное использование. Проектировщики предлагают разместить здесь школу ремёсел с подчинением музею-заповеднику. Это тем более удобно, что планировка от детской художественной школы сохранилась. Такое предложение вызвало вопросы учёного секретаря Выборгского музея-заповедника Юлии МОШНИК:

- Некоторое время в доме располагалось дворянское собрание, так называемый Рыцарский дом. Почему бы не приспособить его под проведение торжеств?   К ремесленной культуре это здание не имеет никакого отношения. И почему бы не восстановить бельведер – деревянную колоколенку с крестом, которая была пристроена в 19 веке? То, что она была убрана при реставрации в 1970-х, кажется мне существенной потерей. 

Ирэн Хаустова возразила, что восстановление колоколенки будет мешать восприятию здания как жилого дома, а от дворянского собрания проектом и так сохраняется парадный зал…

Так или иначе, на презентационных слайдах оба проекта выглядят впечатляюще. Хочется, чтобы скорее началась их реализация, но жизнь вносит свои коррективы. Производитель работ определится в результате торгов в лучшем случае весной, а сами работы могут вестись только в тёплое время года. Архитекторы рассчитывают, что при благоприятном стечении всех обстоятельств их проекты будут реализованы в течение трёх ближайших лет.

 

Ещё новости о событии:

Проекты сохранения двух объектов культурного наследия – «Церкви святой Марии и святого Олафа» и «Костела Гиацинта» прошли государственную историко-культурную экспертизу.
17:43 11.12.2015 Выборгские Ведомости - Выборг
ВЫБОРГ. РЕСТАВРАЦИЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. А ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ КТО? - Газета Выборг
Проекты реставрации старого кафедрального собора и костёла святого Гиацинта, которые по договору с Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (Москва) выполняла петербургская фирма-субподрядчик “Монплезир-3”,
14:16 11.12.2015 Газета Выборг - Выборг
 
По теме
15 февраля в административном здании на территории Парка культуры и отдыха открылась выставка старинных вещей «Живая старина».
В Оржицах мужчина избил полицейских - ЛенОблИнформ В Ломоносовском районе Ленинградской области возбуждено уголовное дело о применении насилия в отношении представителей власти, сообщает пресс-служба Следственного комитета РФ по Ленинградской области.
ЛенОблИнформ
В Кудрово ребенок умер в кресле стоматолога - ЛенОблИнформ Во Всеволожском районе возбуждено уголовное дело по факту гибели ребенка в частной стоматологии, сообщает пресс-служба Следственного комитета РФ по Ленинградской области.
ЛенОблИнформ
В день и час 180-летия Римского-Корсакова в Тихвине прошел концерт симфонической музыки - Online47.Ru Кроме того, в этот же день открыли обновленный дом-музей композитора В Тихвине, на родине выдающегося композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, состоялся уникальный концерт,
Online47.Ru